Понятие самозанятости появилось в нашей стране не так давно, но уже многие граждане успели им воспользоваться и зарегистрироваться. Кто такие самозанятые граждане, какие у них условия работы, как можно оформиться и что это даст – все важнейшие вопросы обсуждаем далее.
Кто такие самозанятые граждане
Самозанятые граждане – это россияне, которые выплачивают налог на профессиональный доход. Это новый специальный налоговый режим, который появился с 2019 года, и действовать этот режим будет в течение 10 ближайших лет. Регулируется этот режим Федеральным законом № 422 ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима НПД».
Данный режим является экспериментом, в 2019-ом году он появился лишь в нескольких регионах (Москва, МО, Калужская область и Татарстан), а с 2020-го года начал действовать на территории всей страны. Воспользоваться им могут те граждане, которые работают сами на себя, и при этом не хотят оформлять ИП Важное условие: у них не должно быть наемным работников, т.е. человек должен сам работать или продавать продукты\услуги собственного производства, без привлечения третьих лиц.
Какие, к примеру, подходят профессии:
- Копирайтер;
- Фотограф;
- Няня;
- Репетитор;
- Парикмахер;
- Стилист;
- Блогер;
- Фрилансер;
- Веб-дизайнер и т.д.
Самозанятые могут платить с доходов от самостоятельной деятельности налоги по льготной ставке – всего 4% или 6%, в зависимости от того, с кем именно вы работаете (4% с доходов от работы с физическими лицами и 6% с доходов от работы с юридическими лицами и ИП). Это позволит вам вести легальный бизнес, получать доход, иметь возможность его документально подтвердить и не опасаться штрафа за незаконную предпринимательскую деятельность.
Какие у самозанятых есть преимущества и особенности в работе:
- Гражданин может не представлять декларацию и отчеты по работе. Учет ваших доходов будет вестись автоматически в мобильном приложении «Мой налог».
- Чек формируется в приложении, вам не придется покупать кассу. Чеки для покупателей можно сформировать также в мобильном приложении, а после отправить покупателю в удобной форме.
- Вам не нужно платить страховые взносы в пенсионный фонд. Вы можете формировать свою пенсию в добровольном порядке.
- Вы получаете легальную работу без регистрации в качестве ИП. Весь доход и занятость может быть подтверждена справками из «Мой налог».
- Вам предоставляется налоговый вычет в размере 10.000 рублей. Если у вас была ставка в размере 4%, то она уменьшается до 3%, а если 6%, то её уменьшат до 4%. Расчет ведется автоматически.
- Вам не нужно самостоятельно считать, какой налог следует оплатить – он начисляется автоматически в приложении, о чем приходит оповещение. Заплатить его нужно не позднее 25 числа следующего месяца.
- Вам не придется обращаться в налоговую инспекцию для регистрации: все операции можно провести в мобильном приложении, на сайте ФНС, через ваш обслуживающий банк или через портал Госуслуги.
- В том случае, если вы где-то работаете по трудовому договору, то ваша зарплата не будет учитываться при расчете налога, а ваш трудовой стаж по основному месту работы не будет прерываться. То есть возможно совмещение.
Чтобы пользоваться всеми этими преимуществами, вам необходимо официально стать самозанятым, зарегистрировать свою деятельность, после чего вы сможете платить налог на профессиональный доход, и пользоваться всеми сервисами, которые вам полагаются. Рассмотрим подробнее этот процесс.
Как оформиться в качестве самозанятого гражданина
Есть несколько вариантов, каким образом можно пройти регистрацию. Кому-то удобнее это делать через сайт Госуслуги, кому-то через онлайн-банкинг того кредитного учреждения, где он обслуживается (например, Сбербанк Онлайн).
Но чаще всего эксперты рекомендуют проводить регистрацию через специализированное мобильное приложение «Мой налог», которое очень удобно в использовании. И в любом случае, вам все равно придется скачать и использовать для своей дальнейшей работы, поэтому лучше проводить все необходимые операции в одном месте.
Инструкция по работе с приложением: вам нужно предварительно скачать мобильное приложение «Мой налог». Сделать это можно в AppStore или в Google Play, в зависимости от вашего устройства, программа бесплатная.
После этого переходим к регистрации, которая возможна несколькими способами:
- По скану паспорта (подходит только гражданам РФ). В этом случае вам нужно иметь на руках свой паспорт в развернутом виде, планшет или смартфон с выходом в Сеть. При регистрации приложение отсканирует ваш документ, проверит личные данные и предложит сделать селфи, чтобы сверить ваши биометрические данные. Для подписи заявления достаточно будет моргнуть в камеру, это заменит подпись.
- При помощи ИНН. Если у вас есть ИНН и пароль от личного кабинета налогоплательщика на сайте Налог.ру, то вы можете именно эти данные использовать для регистрации, паспорт не понадобится.
- Через Госуслуги – если у вас есть подтвержденная учетная запись, то вы можете использовать её данные для регистрации.
Что делать, если нет смартфона? Не беда, вы можете пройти регистрацию в ПК-версии по ИНН или через портал Госуслуги. Важно при регистрации указывать реальный номер телефона, потому что на него приходят коды подтверждения. Номер должен быть российского оператора.
Что мы делаем дальше: в приложении укажите вид своей деятельности. Это делается в разделе «Прочее» — «Профиль» — «Вид деятельности». Можно указать один вид или несколько. После прикрепляете карту, на которую вам будет приходить оплата за ваши услуги или проданные товары, по желанию можно настроить автоплатеж для упрощения процедуры оплаты.
Когда вам поступают деньги за указанную услугу, вы можете прямо в приложении сформировать чек и отправить его клиенту. Данные о сумме дохода получит ФНС, после чего в конце месяца вам будет начислен налог с учетом налогового вычета. Уведомление о сумме к уплате придет в приложении.
Что дает статус самозанятого гражданина
Если сравнивать статус самозанятого и ИП, то плательщикам профессионального налога проще зарегистрироваться, не нужно собирать кипу бумаг, платить пошлины, обращаться в ФНС. Кроме того, им не нужно формировать налоговую отчетность, платить за работу бухгалтерии, им не нужна контрольно-кассовая техника (ККТ).
Самое важное, что самозанятые не платят страховые взносы, когда как ИП обязаны их оплачивать даже в том случае, если не работают. А вот самозанятые оплачивают налог только за полученную прибыль в отчетном периоде и не более того.
Что получает гражданин, если он оформляется в качестве самозанятого:
- Легальность – нет страха, что вам начислят штраф за нелегальную предпринимательскую деятельность, заблокируют карты и счета по подозрению в отмывании денег или сокрытию доходов;
- Официальная регистрация — его трудоустройство можно будет подтвердить соответствующей справкой из приложения «Мой налог», которая формируется за пару минут и отправляется на печать;
- Рациональную систему налогообразования – вы платите только за те месяцы, когда был доход, а если вы не работали, то и налог никаких нет;
- Бонус в виде налогового вычета, при котором снижаются ставки по платежам от физлиц и юрлиц. Когда самозанятый сэкономит 10000р. на налоге, ставки вернутся к стандартному размеру;
- Удобное мобильное приложение, где можно пройти регистрацию, принимать оплаты, получать уведомления, формировать чеки и справки, платить налоги – все это в одном месте и дистанционно, не нужно ходить в ФНС;
- Работа может вестись с клиентами и работодателями по всей стране, а не только в регионе регистрации, как это бывает например, с патентом.
Самое важное что вы получаете – это возможность документально подтвердить свой доход и занятость справками, которые вы заказываете через приложение «Мой налог». Эти справки обязаны принимать банки при расчете вашей платежеспособности, их принимает соцзащита при решении о социальных выплатах, их можно использовать в любых других сферах, и у вас примут эти справки как официальные документы.
Какие есть минусы? Нельзя нанимать наемных работников и превышать ограничение в 2,4 миллиона рублей в год. Если появляются наемные сотрудники, либо вы выходите на более крупные доходы, то необходимо регистрировать ИП или приобретать патент.
Как самозанятому подтвердить доход
Как мы уже говорили, один из самых важных плюсов при регистрации в качестве самозанятого – это возможность документально подтвердить свой доход с помощью справки. Вы её заказываете в мобильном приложении, она практически моментально формируется за нужный вам период, после чего вы можете её сохранить на своем смартфоне, отправить на другой носитель и распечатать.
Как это сделать:
- Зайдите в приложение «Мой налог»;
- Пройдите авторизацию;
- В нижней части страницы найдите раздел «Прочее» и нажмите на него;
- Выберите вкладку «Справки»;
- Выберите «Справка о доходах»;
- Укажите нужный вам год формирования, например, 2021 год;
- И нажмите кнопку «Получить».
После этого система предложит вам открыть документ, вы сможете его изучить, а затем отправить на другое устройство, например, на свой ПК или сохранить в смартфоне. Для этого нажмите в правом верхнем углу кнопку со стрелкой вверх.
Программа предложит вам несколько вариантов отправки, выберите удобный вам, например, сразу на электронную почту или Яндекс.Диск или мессенжеры. Оттуда уже можно будет выгрузить файл и отправить его на печать. На документе уже будут стоять все необходимые печати и подписи, дополнительно заверять ничего не нужно.
Обратите внимание, что в онлайн-сервисах ФНС таких функций и возможностей нет. Вы можете формировать чеки и справки о своей трудовой деятельности исключительно в специализированном приложении.
Ваш репост и оценка статьи:
Напишите комментарий