Существуют различные цели создания таких зон. Это может быть толчок к развитию прилегающих областей, благодаря использованию иностранных инвестиций. Либо наращивание экспортного потенциала государства. Также целью создания свободных экономических зон может быть насыщение внутреннего рынка импортозаменяющими товарами высокого качества или копирование зарубежного опыта в производстве и управлении экономическими объектами.
При выполнении ряда условий, функционирование на территории государства свободных экономических зон ускоряет его интеграцию в международные рыночные отношения, а так же приводят к общему экономическому подъему страны.
Помимо этого свободные экономические зоны могут быть использованы для установления и налаживания внешнеэкономических отношений и государственной политики.
Четыре категории СЭЗ
С точки зрения функционала свободные экономические зоны делятся на следующие категории:
- Внешнеторговые особые экономические зоны. На их территории осуществляется беспошлиная торговля, а также развитие услуг транспортного и складского характера и производство на экспорт.
- Технопарки. На данных территориях осуществляется работа в области инноваций и высоких технологий.
- Комплексные зоны производства. Здесь производятся экспортные товары для широкого потребления, не требующие больших материальных затрат.
- Оффшоры. На территориях оффшорных зон действуют особые условия в области операций с валютой для нерезидентов.
Причины возникновения особых экономических зон
На территории развитых государств свободные экономические зоны зачастую были организованы, чтобы вдохнуть жизнь в мелкий и средний бизнес районов, где наблюдался экономический спад, а также для сглаживания различий между регионами. Можно сказать, что в данном случае СЭЗ служат инструментом региональной политики.
Выбирая место для создания будущей СЭЗ, как правило опираются на такие показатели, как размер безработицы и уровень дохода на душу населения.
Совсем другие цели преследуются при создании особых экономических зон в развивающихся странах. Здесь главным является фактор привлечения иностранных вложений, а так же улучшения качества производства за счет новых технологий, качественного оборудования и квалифицированных рабочих.
Классификация СЭЗ
Выделяют следующие виды особых экономических зон:
- Торговые – наиболее старый и простейший вид, существующий примерно с 17 века. Шире всего распространены и индустриальных государствах.
- Промышленно-производственные – зоны второго поколения, эволюционировавшие из торговых зон, когда помимо товара в них стал ввозится капитал.
- Технико-внедренческие – зоны третьего поколения, возникшие на рубеже 70-80 годов прошлого века. В данных СЭЗ находятся иностранные и национальные исследовательские предприятия, для которых применяется единая льготная система налогов.
- Сервисные – зоны, где установлен льготный режим для организаций, работающих в сфере услуг.
- Комплексные – зоны, образованные с установлением льготного режима ведения хозяйственной деятельности на особых административных территориях.
СЭЗ в мировой экономике
В современной мировой экономике свободные экономические зоны занимают достаточно большую и важную нишу, являясь одновременно важным инструментом государственной политики.
Как правило, главной целью создания особых экономических зон является улучшение уровня благосостояния не только зоны и прилегающих к ней областей, но и государства в целом. Мировая практика демонстрирует, что для достижения целей создания СЭЗ используются одинаковые инструменты, а именно, налоговые и таможенные льготные режимы.
Законодательная база, регулирующая деятельность СЭЗ различается от страны к стране. Также различны и органы управления зонами – к примеру, орган управления СЭЗ на Филиппинах насчитывает представителей семи министерств.
В зависимости от конкретного государства, а точнее, от уровня его экономического развития, меняется и структура вливаемого капитала. В развитых странах преобладает частный капитал, вкладываемый национальными инвесторами, а в развивающихся – вложение частных инвесторов из-за рубежа.
То, на что делается упор в конкретной СЭЗ зависит, как правило, от ресурсов самого государства – к примеру, наличие дешевой рабочей силы.
Однако, несмотря на то, что успешное функционирование СЭЗ приносит положительный эффект национальной экономике, общемировая практика показывает, что помимо плюсов существуют и негативные эффекты.
- К примеру, в Арабских Эмиратах сложилась ситуация слабой и бюрократизированной системы управления СЭЗ, что привело к снижению эффективности.
- В Китае можно было наблюдать падение уровня внедряемых иностранных технологий, рост затрат на аренду недвижимости и оплаты труда, бюрократические трудности при создании совместных предприятий, дефицит энергии и сырья.
- В случае с российскими СЭЗ, можно назвать слабую законодательную базу и невысокий уровень контроля, превратившие СЭЗ в способ ухода от налогов.
СЭЗ в России
Причины развития СЭЗ в России достаточно стандартны. Это и развитие отстающих регионов, и привлечение иностранного и частного национального капитала, и развитие новых технологий, и создание рабочих мест.
В настоящий момент на российской территории действуют 15 зон:
- Шесть промышленно-производственных: в республике Татарстан («Алабуга»), городах Тольятти, Липецк, Псков («Моглино»), Калуге и Свердловской области («Титановая долина»).
- Пять технико-внедренческих: в Москве и Московской области («Зеленоград», «Дубна»), Санкт-Петербурге, Томске и республике Татарстан («Иннополис»).
- Три зоны туристического типа: в республике Бурятия («Байкальская гавань»), Алтайском крае («Бирюзовая Катунь») и Иркутской области («Ворота Байкала»).
- И одна логистическая зона в городе Ульяновск.
СЭЗ в Китае
В настоящее время продолжается активное наращивание оборотов, а суммарный внешнеторговый объем измеряется в сотнях миллиардов долларов.
Администрация экономических зон, по сути является региональным правительством, со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Однако, по данным обязательствам они отвечают собственным капиталом.
Ниже приведен список свободных экономических зон, действующих на сегодняшний день на китайской территории.
- Шеньчжэн, на территории которого находится более двадцати тысяч предприятий, три четверти которых приходится на Гонконг.
- Чжухай, где действует порядка пяти тысяч предприятий тяжелой промышленности, производства электроники и строительства.
- Сямэнь, где расположились около четырех тысяч предприятий в области текстильной и пищевой промышленности, а также производства электроники.
- Шаньтоу, на территории которого реализуются порядка трех тысяч проектов в областях нефтехимии, текстильной промышленности и портовой инфраструктуры.
- Остров Хайнань, где действует более семи тысяч организаций, суммарных объем инвестиций в которые превышает двадцать миллиардов долларов.
Подводя итоги, можно сказать, что создание особых экономических зон является эффективным экономическим и политическим инструментом, способным значительно оживить экономику конкретного региона, а также государства в целом.
Однако, помимо множества плюсов, данный процесс имеет немало подводных камней.
- Во-первых, требуются немалые бюджетные вливания на начальном этапе.
- Во-вторых, необходимо создание четко действующего управленческого аппарата, где к минимуму сведены бюрократические издержки, а цель работы администрации заключается в создании благоприятного инвестиционного климата, что, в свою очередь, привлечет иностранных и национальных инвесторов.
Ваш репост и оценка статьи:
Напишите комментарий