Оферта

Оферта – это предложение заключить договоренность, где описываются конкретные и специфические условия, которые направлены лицам, заключающим данную договоренность. Данный круг лиц могут быть физическими или же юридическими.


Данный термин происходит от латинского слова «offertus», что означает «предложение, предлагаемый». Говоря простыми словами, оферта представляет собой предложение в устном или письменном виде о потенциальном партнерстве, в котором будут прописаны основные условия, правила, обязательства, а также интервал исполнения.

Например, если предложить родителям или людям, с кем человек на данный момент проживает, составить график мытья посуды, то в случае одобрения получается, что была заключена устная договоренность. Все сторонники данной договоренности приняли условия (или скорректировали их), заключив оферту.

Получается, что оферта – это еще и заключение о намерениях. Любой человек может получить по электронной почте предложение о заключении договоренности на определенных условиях (получить кредит, купить определенную продукцию у фирмы, воспользоваться акционной услугой и т.д.). Стоит отметить, что в ней должны указываться определенные условия, которые и поспособствуют дальнейшей сделке. Клиент, в данном случае, либо соглашается на данное предложение, либо отказывается.

Заключение подразумевается заполнением и последующим заключением договора оферты. Но данное название является слегка некорректным, поскольку ее заключение – это шаг, предшествующий официальному договору о сделке.

Получается, что оферта – это «черновой» вариант договора, где описываются условия сотрудничества первой стороной (оферентом) при условии, что вторую сторону (акцептанта) данное предложение устраивает. Основываясь на вышесказанном, отметим, что именно это и является главным отличием оферты от договора.

Участники оферты

Рассмотрим поподробнее всех участников оферты:

  1. Оферентом является физическое или юридическое лицо, которое предлагает заключить оферту. В роли оферента может быть кто угодно: продавец, поставщик или даже клиент, которые постоянно заказывает у продавца тот или иной продукт.
  2. Акцептантом называют лицо, к которому обращена оферта. Им может быть конкретный человек, некая группировка людей или же человек, который случайно (например, в интернете) увидел оферту. К примеру, если человек заходит в гипермаркет, видит ценник на молоко, то он – акцептант, если в дальнейшем это молоко он приобретает. Ценник является офертой, хозяин гипермаркета или его продавец выступают в роли оферента, а человек, который купил молоко – это акцептант.

Акцептом называется принятие предложения на заявленных условиях от оферента. Если человек купил молоко по той цене, которая была указана на ценнике – этот факт является акцептом. Но в случае, когда покупатель решил «поторговаться» (т.е. изменить условия оферты) – это уже будет не акцепт, а встречная оферта.

Иногда бывают ситуации, когда акцептом в оферте является не одобрение акцептанта, а его конкретные действия, которые называются конклюдентными. Эти действия характеризуются, когда происходит замена письменного соглашения.

Оферта всегда представляется волей одного, кто предлагает другому принять его предложение о сделке. Иногда бывают случаи, когда акцептант, получив предложение оферты, достаточно долго изучает его, вносит какие-либо коррективы или составляет собственный список условий, которые необходимо будет внести в оферту, и только потом направляет его обратно оференту. После этого оферент создаст новую оферту, где будут присутствовать все желаемые акцептантом условия. И только после того, как обе стороны будут удовлетворены условиями будущего сотрудничества, будет получен акцепт.

Помимо письменного акцепта существует еще и устный, который обычно используется при немедленных и быстрых решениях, а также в случаях, когда оферта имеет устную форму.

Отличительные признаки

Оферта, как добровольное предложение, имеет ряд отличительных черт. Она содержит:

  • предмет договоренности;
  • условия, прописывающиеся в обязательном порядке на основании законов Российской Федерации или других законодательных актов, которые должны соответствовать желаниям и требованиях обеих сторон оферты.

Правда, не все заключенные договора и сделки будут являться офертой. Основываясь на этом можно выделить основные признаки оферты:

  • оферта всегда направлена на конкретного человека или группу лиц (кроме оферты публичного вида);
  • оферта всегда имеет конкретную направленность и условия;
  • оферта всегда содержит условия и желания одной стороны, кто предлагает заключить договоренность.

Виды оферты

Оферта бывает нескольких видов:

Твердая

Данный вид оферты характерен обычным и ясным предложением что-либо приобрести или заключить (кредитный договор, страховку и т.д.). Здесь весь процесс достаточно прозрачный и точный. Акцептанту необходимо лишь принять решение: будет он пользоваться данной офертой или нет. В случае положительного решения оферент должен в установленные сроки предложенной оферты исключить возможность изменения ее условий.

Безотзывная

Здесь оферент не имеет права отказаться от оферты, даже если имеет большое желание это сделать. Безотзывная оферта заключается с одним человеком или группой лиц, к примеру, с акционерами фирмы, которые через определенный промежуток времени обязаны выкупить у фирмы собственные акции. Обычно, подобная ситуация возникает, когда фирма признается банкротом.

Свободная

Данный вид оферты подразумевает отсутствие определенных гарантий на то, что акцептант обязательно будет сотрудничать с оферентом на его условиях. Стоит отметить, что свободная оферта очень часто применяется в процессе многоразовой рассылки потенциальным партнерам и клиентам с предложением о совместной деятельности. И даже, если акцептант даст согласие на сотрудничество, то может возникнуть обычная ситуация, что товара просто-напросто ему не хватило.

Подобная оферта представляет собой некую предсделку «без обязательств». В последнее время такая оферта применяется для получения информации о ситуации на рынке в плане эффективности внедряемого продукта или товара при помощи различных акций, скидок, бонусов и т.д.

Публичная

Данный вид оферты является самым популярным и применяемым на рынке. Люди постоянно сталкиваются с публичной офертой, но даже не подозревают об этом. Предложение данного вида предлагается самым разнообразным способом (в виде письма, в устном обращении и т.д.). Когда людям в ресторане предлагают меню, это и есть публичная оферта. Также в любом мебельном, продуктовом или строительном магазине имеются каталоги с продукцией, которую можно в них найти – все это публичная оферта.

Оферент практически всегда является ответственным за предложенные условия. К примеру, на кассовой зоне в гипермаркете покупатель заключает сделку о публичной оферте (подтверждение этому ценник и чек), а если покупатель заметил, что ему хотят продать товар стоимостью выше указанной на ценнике, то данное действие будет рассматриваться как противоправное, что является прямым нарушением закона.

Подробное описание публичной оферты

Так как публичная оферта является самой распространенной, необходимо рассмотреть ее более детально.

Публичная оферта, как было сказано выше, представляет собой определенное предложение, исходящее от юридического или физического лица, на заключение договора с конкретными условиями. Данная оферта всегда направлена на тех лиц, которые являются заинтересованными предлагаемым товаром или услугой в данный момент или которые могут им заинтересоваться через определенное время.

Любая сделка имеет конкретную последовательность: одна сторона высылает другой предложение о потенциальном сотрудничестве, в это время другая сторона решает, будет ли она принимать данное предложение или нет.

Бывают случаи, что подобные решения происходят одновременно (один предлагает, а другой решает). В данном случае стороны оферты находятся в одном помещении, где впоследствии заключают сделку. Данный факт уже является подтверждением положительного решения на оферту.

Но такие случаи встречаются крайне редко, поэтому между предложением о сотрудничестве и получении положительного ответа должно пройти определенное время.

Публичная оферта, как и остальные, должна быть:

  • определенной без «подводных камней»;
  • направленной на акцептанта;
  • понятной и подробной.

Отметим, что различные рекламные ролики о товаре или услуге, упоминание и них в журналах, газетах или интернете, также будет являться публичной офертой.

Не является публичной офертой…

Практически во всех каталогах, брошюрах, журналах, где размещается большое количество товаров, внизу мелким шрифтом написано «не является публичной офертой». Что же это значит?

Смысл подобной надписи заключается в том, что подобное предложение не преследует за собой цель обязательного заключения сделки с клиентом или покупателем. В них предоставляется информация об обычном предложении имеющейся продукции, а уже покупать или нет, будет решать клиент. Но стоит сказать, что если данных брошюрах или рекламе товар представлен с конкретной ценой и имеет определенные условия для покупки, то данное предложения будет являться публичной офертой.

В случае, если продавец отказывается продавать продукцию по указанным в каталоге условиям, то данный факт будет прямым нарушением закона. Ссылку в таких случаях следует делать на 11 статью Федерального закона Российской Федерации «О рекламе».

Если подобного рода рекламная акция соответствует понятию «оферта», основываясь на требованиях Гражданского Кодекса Российской Федерации, то это предложение имеет срок действия протяженностью два месяца с момента размещения рекламы в средствах массовой информации, но в том случае, если в ней не указываются сроки проведения акционного предложения.

Помимо этого подобной надписью любят пользоваться недобросовестные представители рекламного бизнеса или же те, которые чересчур осторожно обдумывают каждый следующий шаг, поскольку подобная надпить дает возможность обойти множество неприятных моментов.

Срок действия

Предложение оферты может содержать в себе временной интервал для акцепта или же нет. Если в оферте прописывается время для получения акцепта, но отсутствуют способы, чтобы его отозвать, то сделать это до момента, когда будет получен акцепт, является невозможным.

Но, если указывается временной интервал вместе с условиями, когда возможно отозвать акцепт, то в случае перемены решения оферент имеет право отозвать акцепт. В случае, когда временной интервал не указывается, то оферта существует в сроки, которые являются равно установленными законом для всех подобных соглашений.

Примеры

В статье было описано много примером оферты, но для полного раскрытия картины можно привести еще несколько:

  • письменное предложение одного бизнесмена другому на приобретение определенного количества товара с установленной ценой, четко прописанными условиями об оплате и интервалом поставок. В данном случае акцепт – это письменный ответ или звонок, где бизнесмен, которому поступило предложение, даст согласие на сотрудничество;
  • счет, где прописаны название продукта, цена, количество, сроки платежа, доставки и отгрузки. Здесь в момент, когда оферент отправляет оферту в виде счета, он предлагает ее как коммерческую составляющую, поэтому если акцептант производит оплату данного товара, то он автоматически дает согласие на сотрудничество;
  • размещенные на сайте в интернете товары с конкретной стоимостью, условиями отгрузки, доставки и платежа. Правда, здесь есть небольшое «но»: если в данной оферте сказано, что предложение направлено только на определенную группу лиц или же данный продавец не прописывает условия доставки и гарантию на товар, то это предложение не является офертой.

Ваш репост и оценка статьи:

Похожие статьи

  1. Резервный аккредитив
  2. Трансферабельный аккредитив
  3. Региональный бюджет
  4. Консолидированный бюджет
  5. Мерчант

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *