Форфейтинг

Форфейтинг (forfaiting, от фр. a forfait — целиком, общей суммой) – это форма предоставления посреднических услуг организациями (форфейтерами) по приобретению дебиторской задолженности в полном объеме у кредитора (поставщика, продавца, экспортера), при этом денежное обязательство об оплате возникает у должника (покупателя, импортера) перед посредником (форфейтером).

Дебиторская задолженность может быть передана в виде ценных бумаг – векселей, сертификатов, аккредитивов и других обязательств.

Описание форфейтинга простыми словами

Проще говоря, компания-форфейтер берет на себя риски, связанные с неоплатой поставленного (проданного) товара, покупая долг и при этом выплачивая продавцу полную стоимость имеющейся задолженности. При этом форфейтер получает от поставщика оговоренное договором вознаграждение.

Форфейтинг представляет собой форму кредитования, также как и факторинг, лизинг и другие финансовые инструменты.

Однако чаще всего форфейтинг применяется в совершении внешнеэкономических сделок.

Участники

Участниками сделки форфейтинга являются:

  • форфейтер – компания-посредник, которая выкупает дебиторскую задолженность и берет на себя риски по возврату неоплаченной стоимости товара;
  • кредитор (продавец, экспортер) – лицо, осуществляющее продажу (поставку) товара, которое передает дебиторскую задолженность форфейтеру в виде долговых ценных бумаг и получает полную стоимость оплаты за проданный товар за вычетом стоимости услуг форфейтера;
  • дебитор (покупатель, импортер) – лицо, принимающее товар, которое берет займ в виде долговых ценных бумаг и передает их продавцу в качестве обязательства оплаты за товар.

Схема форфейтинга

Стандартная схема форфейтинга выглядит следующим образом:

  1. Продавец и компания-форфейтер договариваются о стоимости и условиях будущего контракта.
  2. Экспортер и импортер заключают договор на поставку товара.
  3. Продавец и форфейтер подписывают контракт о передаче долговых обязательств.
  4. Продавцом производится поставка товара.
  5. Экспортер предоставляет форфейтеру подтверждающие документы о поставке товара.
  6. Форфейтер производит оплату по переданным документам за вычетом суммы дисконта или вознаграждения.

После заключительного этапа форфейтер становится полноправным держателем ценных бумаг, подтверждающих необходимость оплаты покупателем за поставленный товар. Все риски форфейтер берет на себя, освобождая экспортера от претензий по дальнейшей оплате.

Помимо основного контракта, в котором сторонами являются все участники форфейтинга – продавец, покупатель, форфейтер, необходимыми документами, подтверждающими факт перевода дебиторской задолженности, являются уже упомянутые ценные бумаги и поручительство.

Чаще всего применяются ценные бумаги в виде векселей и аккредитивов. На векселе должна стоять подтверждающая передаточная надпись на имя форфейтера. Векселя, в свою очередь, должны быть гарантированы или авалированны банком покупателя, который выступает в качестве поручителя.

Аккредитив также выдается банком покупателя в виде поручения банку продавца.

Важными критериями международного контракта форфейтинга являются следующие факторы:

  • валюта договора должна быть свободно конвертируемой,
  • обозначены условия юрисдикции при разрешении споров и конфиденциальности информации при условии перепродажи долговых обязательств.

Преимущества и недостатки

У форфейтинговых операций гораздо больше плюсов и преимуществ по сравнению с другими более рискованными инструментами:

  • минимальные риски для продавца в связи с отсутствием регресса, а также полной выплатой задолженности,
  • задолженность можно передавать частями,
  • покупателю возможно установить гибкий график платежей или отсрочку.

Из недостатков можно выделить:

  • высокий дисконт форфейтера при выкупе задолженности,
  • достаточно трудоемкий процесс сбора необходимых документов и подтверждающих бумаг,
  • недостаточная надежность контрагентов некоторых стран и отсутствие четкой законодательной базы по использованию долговых ценных бумаг.

Виды форфейтинга

В связи с четкими установленными условиями совершения форфейтинговых операций, можно разделить форфейтинг лишь на два вида – внутренний и международный.

  1. Внутренний форфейтинг представляет собой такой механизм операций, при котором обе стороны – продавец и покупатель являются резидентами одной страны. В России внутренний форфейтинг практически не применяется.
  2. Международный форфейтинг имеет довольно широкое распространение во всем мире, особенно в странах, осуществляющих экспорт в больших объемах. Сторонами по такой сделке являются представители разных государств. При этом компанией-форфейтером может быть коммерческая организация, зарегистрированная в любой стране.

Сравнение с факторингом

Форфейтинг, как и факторинг, является разновидностью финансового механизма кредитования организаций под имеющуюся дебиторскую задолженность. Однако между этими двумя, на первый взгляд, похожими инструментами имеются довольно существенные различия:

По срокам

  • при факторинге – только краткосрочное финансирование (не более 6 мес.),
  • при форфейтинге – среднесрочное и долгосрочное финансирование (1-10 лет),

По сегменту бизнеса

  • факторинг используется для мелкого и среднего бизнеса,
  • форфейтинг – для крупного бизнеса.

По степени риска

  • при факторинге возможен регресс, т.е. встречное требование фактора к поставщику, а также валютные и иные риски ложатся на продавца,
  • при форфейтинге – полное освобождение продавца от рисков.

По сумме выкупаемого долга

  • при факторинге выплачивается до 90 % от стоимости, а остальная часть в момент полной оплаты покупателем,
  • при форфейтинге продавцу выплачивается полная стоимость товара.

По дополнительным услугам

  • при факторинге возможно предоставление дополнительных услуг клиенту – консультационных, бухгалтерских, юридических и др.
  • при форфейтинге дополнительные услуги не предусмотрены.

По переуступке долга

  • при факторинге передача долга невозможна,
  • при форфейтинге можно перепродать долговое обязательство.

По участию третьих лиц

  • при факторинге подтверждение в сделке не требуется,
  • при форфейтинге необходимо подтверждение в виде ценной бумаги (вексель, гарантия и т.д.)

Форфейтинг в мире

Форфейтинг широко распространен в странах западной Европы и Америке и довольно успешно функционирует на сегодняшний день в развитых странах мира.

Происхождение схемы форфейтинга берет свое начало в Швейцарии после Второй мировой войны. Банки Цюриха, которые занимались долгосрочным кредитованием на протяжении многих лет, внедрили прием форфейтинга для закупки зерна странами Европы. В то время продажи сырья росли, и уже требовалось долгосрочное финансирование поставок продолжительностью более 180 дней. Помимо этого изменился внешнеэкономический режим, в соответствии с которым, производство товаров стало более дорогостоящим и требовало большего времени.

В дальнейшем новые государства, приходившие на мировой рынок – азиатские и латиноамериканские страны, все активнее утверждались в международной торговле, и финансирование поставок требовало широкого применения.

В настоящее время центром форфейтинга является Лондон, который не прекращал и развивал кредитование товаропроизводителей и продавцов на долгосрочной основе. Помимо Англии банковский сектор кредитования экспорта активно развивается в Германии.

Форфейтинг имеет положительную динамику и потому, что в мире создаются специальные институты – Консорциумы форфейтеров, в которые могут входить и финансово-кредитные учреждения. Для особо крупных сделок, исчисляемых миллионами долларов, консорциумы являются незаменимым посредником при проведении форфейтинговых операций. Все экспортные, валютные, политические и экономические риски они берут на себя.

Большая часть торговых операций в Европе происходит за счет форфейтинга, причем не только на экспортном рынке, но и на финансовом – происходит реализация долгосрочных долговых обязательств.

В настоящее время форфейтинг характерен для крупных экспортных сделок несырьевых товаров, например, поставка высокотехнологичной техники, оборудования и машин. Стоимость форфейтинговых контрактов в среднем составляет не ниже сотен тысяч долларов.

В Российской Федерации

В России форфейтинг не столь распространен как, например, факторинг, и существует несколько объективных причин, препятствующих развитию долгосрочного финансирования экспортных закупок:

  1. Отсутствие длинных денег у банков. Российские банки в связи с пока еще нестабильной экономической обстановкой в стране опасаются проводить долгосрочное кредитование.
  2. Закон о валютном регулировании не позволяет банкам и коммерческим организациям производить расчеты валютой, кроме как из-за границы.
  3. Экспорт российских производителей в основном нацелен на развивающиеся страны с низким уровнем финансовой ответственности, в связи с чем сложно найти банк-гарант для поручительства по сделкам.
  4. Российское законодательство не подстроено под международные финансовые схемы расчета и обычаи делового оборота, кроме того, налоговое законодательство меняется ежегодно, в связи с чем форфейтерам на российском рынке довольно сложно просчитать экономический эффект от участия во внешнеэкономических операциях.

В настоящее время в России форфейтинг используется в довольно специфическом виде – в качестве подтверждения оплаты дебиторской задолженности используется не векселя, а аккредитивы. Дело в том, что использование векселей при экспортных операциях может привести к проблемам, связанными с применением налогового законодательства

По словам российских банкиров, предприниматели в большинстве своем останавливают выбор на факторинговых схемах расчета, не смотря на высокий уровень рисков.

Пока речи о развитии форфейтинга в России не идет. Он так и остается на уровне индивидуальной услуги. Лишь когда финансовые организации и предприниматели смогут планировать финансовые показатели на ближайшие 3-7 лет, только тогда можно будет говорить о повышении уровня форфейтинговых операций.