Импресарио

Импресарио – это физическое лицо, которое занимается организацией культурно-массовых мероприятий, или лицо, которое является главным представителем актера, певца, музыканта и т.д., выполняя обязанности администратора или менеджера.

Проще говоря, импресарио – это тот человек, который создает красивые представления и шоу-программы таким образом, чтобы они имели успех у зрителей.

Деятельность импресарио

Работа современного популярного артиста или музыкальной группы является очень сложной: психологический, эмоциональный и творческий фон должен находиться в стабильном и гармоничном состоянии.

Самое главное для артиста – это наличие зрителей, но в большинстве случаев ему некогда заниматься публичными вопросами, а может быть он и вовсе не умеет их решать. Тогда ему на помощь приходит импресарио. Именно специалист такого профиля должен заниматься:

  • организацией концертных программ и культурных мероприятий;
  • собирать и анализировать информацию об окупаемости проводимых событий;
  • оформлять аренду и договариваться о транспортировке светового и звукового оборудования;
  • арендой жилья для представителей шоу-бизнеса;
  • составление графика гастролей и просчет наиболее выгодного логистического пути.

Само слово «импресарио» происходит от итальянского «imprendere», что означает «придумывать, затевать что-то». В Италии данный специалист появился в начале XVI века. Так называли человека, который владел какой-либо театральной труппой или просто был ее основателем.

В других странах также присутствует данная должность, но имеет иное название. Например, импресарио из Англии зовется менеджером, из Франции – антрепренер, а в Соединенных Штатах их принято называть продюсерами.

Но стоит сказать, что менеджер, по большей степени, занимается административной работой, а антрепренер – это некий творческий деятель по претворению задуманных проектов в жизнь. Импресарио же должен суметь представить своего артиста так, чтобы его талант «купили».

Необходимые для профессии качества

Самым главным качеством, которым должен обладать импресарио – это харизма. Человек должен уметь таким образом расположить к себе зрителя, чтобы тот был без ума от увиденного представления. Он должен уметь импровизировать, потому что часто возникают технические неполадки на сцене или артист немного задерживается – все это время импресарио должен «развлекать» публику, чтобы дать артисту и работникам сцены устранить ошибки.

В организации мероприятий участвует большое количество работников, но именно на импресарио ложится ответственность за вопросы по трансферу, организации рабочей площадки, где лучшим образом разместить технические приспособления и др. Любая крупная организация имеет в своем арсенале подобного специалиста, умеющего быстро и качественно решить данные вопросы.

Сегодня во всем мире импресарио часто зовется продюсером. Иногда в роли специалиста данной области выступает агент представителя шоу-бизнеса, который занимается заключением контрактов его лица, а также устраивает его гастрольные турне и музыкальные представления.

Человек данного профиля для того, чтобы качественно и эффективно работать, должен обладать определенными личностными качествами:

  • харизматичность;
  • коммуникабельность;
  • открытость;
  • оптимистичность;
  • твердость характера;
  • стойкость;
  • спокойствие;
  • гармоничность;
  • работоспособность;
  • ответственность;
  • уверенность;
  • пунктуальность и т.д.

Помимо личных качеств импресарио необходимо иметь определенные навыки и умения в сфере культурно-массовой деятельности. Это:

  1. Желание быть всегда первым. Это качество должно присутствовать у любого бизнесмена и человека, желающего стать успешным в жизни. Именно оно способно принести прибыльность в дело;
  2. Знания в управлении людьми и имение использовать рычаги воздействия. Импресарио должен уметь находить контакт с людьми и иметь организаторские способности;
  3. Знания в правильной организации времени. Эффективность в организации собственного времени и времени артиста позволит наилучшим образом выполнять обязанности и плюс ко всему ранжировать задуманные действия;
  4. Умение конкурировать. Конкуренция – это естественная природа на любой сфере рынка. Это и касается развлекательного рынка и рынка мероприятий — в последнее время его стали называть рынок «ивент-услуг» (от английского слова «event» — событие, мероприятие).

Из истории

В России впервые понятие «импресарио» появилось в XVI веке во времена правления Ивана Грозного. Он был ярым любителем различных представлений и массовых мероприятий. Бродячие актеры, которые путешествовали из города в город со своими представлениями, имели возможность совмещения своей творческой деятельности, а также собирать определенные сборы себе на жизнь и пожертвования для детских домов или монастырей.

Вскоре в стране стали строиться недвижимые театры, где мероприятия проводились по установленному расписанию и куда любой житель города мог прийти. С увеличением популярности на данный вид искусства, происходило увеличение цены на представления, а также публике нужно было большее проявление таланта артиста на сцене. Артистам было достаточно проблематично заниматься улучшением своего таланта, продумыванием исполняемых образов – им была необходима помощь со стороны, чтобы отвечать за организационные моменты (продажа билетов, оформление сцены, реклама представления и т.д.).

Именно в это время и появились первые импресарио. Теперь и за доходность своего представления артисты могли не волноваться – этими вопросами также занимался импресарио.

Популярным образом импресарио является Карабас-Барабас из сказки про «Буратино». Этот человек имел собственный театр кукол, но отличался крайней жестокостью и был тираном, поэтому его творческая деятельность закончилась после побега его артистов под предводительством отважного деревянного мальчика.

Отсюда следует, что импресарио и артисты театра должны работать в слаженной команде и учитывать пожелания друг друга. Ведь именно обстановка внутри коллектива во многом влияет на качество представления и на доход всего творческой труппы.

Во времена расцвета Римской империи импресарио занимались организацией гладиаторских боев, подбирали кандидатов и приглашали зрителей на арену.

Виды деятельности импресарио

Деятельность данного специалиста различается на определенные виды:

  • социальный импресарио организует мероприятия, которые помогают улучшить общественную направленность, экологию, образовательную сферу или экономику в стране;
  • серийный импресарио занимается созданием новейшими идеями, а также придумывает новые организации. Данный тип подразумевает определенные рисковые ситуации, а также вероятность банкротства корпорации;
  • импресарио-подрядчик является собирательным образом первых представителей, учитывая их личностные качества и навыки работы с дальнейшим использованием их для получения прибыли.

Любой представитель шоу-бизнеса или музыкальная группа имеет собственного импресарио. Но есть и такие представители профессии, имя которых известно не менее какого-либо раскрученного артиста. Например, Сергей Павлович Дягилев – русский импресарио, сумевший в 20-х годах ХХ века со своей труппой «Русский балет Дягилева» завоевать сердца зрителей многих стран со своим триумфальным балетным шоу «Мир искусства».

Также можно отметить такие имена ХХ века, как Бартоломео Мерелли, Сол Юрек, Камерон Макентош, Саймон Кауэлл и многие другие.

Практически все импресарио находятся в тени своих звездных проектов, которым и перепадает вся популярность. У знаменитого российского импресарио Иосифа Пригожина самым популярным проектом является певица Валерия, которая впоследствии стала его супругой. Юрий Айзеншпис открыл талантливого Диму Билана, который после кончины своего первого продюсера, перешел к не менее талантливому импресарио Яне Рудковской. Именно продюсерская работа является главенствующим фактором популярности артиста или музыкального исполнителя.

Выполнять функции импресарио является непростой задачей, которая отнимает много сил в эмоциональном плане, а также подразумевает каждодневную и ненормированную занятость. Нужно полностью отдаваться в работу – ведь только труд, самоотдача и напористость являются залогом успешной деятельности в сфере ивент-услуг.

Данная работа подразумевает определенные риски, которые связаны с провалами мероприятий, поэтому импресарио должен уметь разбираться в тенденциях современности и анализировать рынок мероприятий и развлечений. У специалиста такого профиля должны быть задатки настоящего руководителя, ведь именно он является «капитаном корабля», и его работники должны чувствовать уверенность в том, чем они занимаются и какие цели преследуют. Импресарио должен суметь убедить всех вокруг, что именно это детище принесет колоссальных успех, должен мотивировать подчиненных на эффективную работу для исполнения задуманных задач.

Многие люди отдают предпочтение более легкой работе или той сфере деятельности, в которой они чувствуют себя уверенно и гармонично. Если человек решил занять должность импресарио, то он обязан окунуться в этот мир полностью и набраться терпения, быть упорным и трудолюбивым, должен уметь эффективно руководить и направлять команду вперед, рационально используя собственное время.

Именно поэтому, чтобы один талантливый человек или крупная организация стала более конкурентоспособной и успешной, необходимо иметь такого специалиста, как импресарио.