Ребрендинг

Ребрендинг – это энергичная маркетинговая политика, которая включает в себя систему изменения бренда самого предприятия или продукта, который им выпускается, или же некоторых компонентов (название, логотип, слоган, внешний вид, направленность и т.д.).


Он реализуется для того, чтобы изменить концепцию или же сущность бренда, и результатом становится факт, что на предприятии или выпускаемом товаре произошли большие перемены.

Говоря простыми словами, ребрендинг представляет собой некие действия для изменения организации, как в небольших количествах, так и в глобальном плане.

Но недостаточно просто поменять шрифт в логотипе или освежить внешний вид упаковки продукта посредством новых ярких красок. Настоящий ребрендинг подразумевает увеличение доходности, надежности и привлекательности для постоянных и новых потребителей, а также позволяет найти развитые пути в еще неосвоенные сферы. Главнейшей целью этого маркетингового хода является появление новых взглядов у потребителей о предприятии.

К слову отметим, что ребрендинг – это популярная комбинация в маркетинге, способная сделать компанию, которая занимает лидерские позиции, вне зоны досягаемости, а преследующую ее компанию выдвинуть в число успешных предприятий. Но стоит сказать, что данный комплекс мероприятий содержит большую «поправку».

Поскольку ребрендинг относится к инструментам в области маркетинга, то он представляет много трудностей в плане организации контроля, а также подразумевает глобального равновесия выдвигаемых решений и слаженной работы всего коллектива.

Понятие «ребрендинг»

Само по себе выражение «ребрендинг организации» сегодня вряд ли сможет кого-то удивить или шокировать – оно стало повседневным и принимаемым термином. Обычный покупатель не увидит большой разницы, если был, к примеру, видоизменен логотип компании. Он может даже подумать, что данный ход не принесет ничего хорошего, наоборот, компания лишь потратила денежные средства на обновление того же шрифта или цвета упаковки товара. А на самом деле подобного рода изменения реализуются для более глубокого и тщательного изучения самой компании и потенциального потребителя.

В области маркетинга используются всего три понятия с приставкой «ре»: это ребрендинг, рестайлинг и репозиционирование. Рассмотрим последние два термина поподробнее:

Рестайлинг

Это привычный и легкий инструмент в маркетинговом деле. Обычно, компании применяют общий рестайлинг или рестайлинг логотипа, внешнего вида или оформления продукта. Для этого реализуются широкие рекламные проекты, но подобного рода изменения видят лишь создатели, а не потребители. Существенных условий или положений для рестайлинга компании не имеют, но постоянно занимаются их осуществлением.

Подобные инструменты маркетинга выглядят, как «косметический ремонт» компании, не неся в себе конкретного влияния на отношения бренда с потребителями.

Репозиционирование

Он представляет собой наиболее глубокий и доскональный этап рестайлинга, который содержит возможные причины для стратегической реализации. Здесь сразу становится понятным, для чего используется данный инструмент – расширить узнаваемость у потребителей при поведении изменений внутри его местонахождения.

Например, основные потребители продукта – это молодые люди от 16 до 30 лет, а на данный момент становится модным использовать специфические рисунки в тематике «граффити». Через несколько десятков лет данные потребители бренда повзрослеют, и компании придется менять язык общения, поскольку новое поколение уже будет заинтересована в других методах воздействия.

Репозиционирование применяется организациями, которые уже достаточно давно находятся на рынке. Правда, не в каждом случае при изменении логотипа компании меняется и сам стиль, но все равно небольшой толчок в сторону изменений будет сделан. Подобные организации пытаются увеличить собственную узнаваемость, а также делают все возможное, чтобы оставить прежний визуальный дизайн.

Ребрендинг же относится совершенно к другому виду изменений бренда. Именно организации, которые реализуют данный маркетинговый инструмент, применяют его для улучшения, устранения выявленных ошибок или же полного преобразования бренда.

Здесь берутся в расчет организации, которые по определенным причинам принимают решение немного измениться (поменять цветную гамму, логотип, форму товара и т.д.) или кардинально изменить политику работы (запустить новую стратегию, придумать удачный слоган или прибавить креатива). Помимо этого, начинают работать новые принципы для организации взаимоотношений с потребителями.

Причины ребрендинга

Последние годы ребрендингом занимается все большее количество крупных и не очень организаций. Обычно, он реализуется по нескольким причинам:

  • в случае, когда бренд покупается новым хозяином, который имеет личные представление о деятельности компании, конкретные цели и понятия. Этот человек может получить бренд в наследство и сделать все возможное, чтобы изменить политику полностью или просто подкорректировать некоторые части по своему усмотрению;
  • в случае, когда хозяин остается прежним, но название или логотип ему надоел или же, например, спустя некоторое время стал неинтересен для потенциальных клиентов;
  • в случае, когда бренд, в процессе изменений в понимании у покупателя внутри своего местоположения, меняет привычную группу потенциальных клиентов на другую, привносит поправки в мировоззрении и только потом изменяет логотип, слоган, внешнее оформление, направленность и инструменты подачи.

Организации, которые относятся к последнему виду применения ребрендинга, представляют собой предприятия, ведущие собственное дело, которые направлены на то, чтобы их предыдущие достижения не превратились в нынешние цели. Они реализуют данный маркетинговый инструмент, как способ для полного оживления и перерождения бренда.

Зачастую ребрендинг нужен для того, чтобы качественно использовать новый путь для обхождения конкурентных компаний. Но бывают и отрицательные последствия подобных мероприятий. При непонимании сущности и потребностей потребителей, бренд, подвергшийся ребрендингу, может упустить возможность вырасти и потерять имеющуюся стабильность даже среди завсегдатаев выпускаемого товара.

Для чего нужен ребрендинг и основные задачи

Поскольку данное понятие стало применяться все чаще и чаще, необходимо отметить позиции, когда самым правильным решением будет выступать использование ребрендинга. Ими являются случаи:

  1. С начальных этапов бренд представлялся неправильным образом.
  2. На рынке произошли глобальные изменения, и бренд не имеет возможности к ним приспособиться.
  3. Слишком низкая узнаваемость и известность бренда.
  4. Компании-конкуренты ведут слишком активную рыночную политику, которая «угнетает» бренд.
  5. Бренд пытается поставить перед собой слишком высокие и невыполнимые цели.

Задачами ребрендинга являются:

  • повышение актуальности бренда и его популярности среди постоянных и новых потребителей;
  • укрепление позиций лояльности среди покупателей;
  • расширение числа клиентов, а также поиск методов для привлечения новых.

Маркетологи, которые уже давно посвятили себя понятию «ребрендинг», советуют не пренебрегать инструментами, которые оказывают положительное воздействие на покупателей, и постоянно использовать его в качестве «козыря» в борьбе с конкурентами. А вот средства, отказывающие негативное впечатление о компании, необходимо полностью искоренить, поскольку бренду нужны только положительные эмоции от клиентов.

Этапы

Ребрендинг состоит из нескольких этапов, которые необходимо применять согласно индивидуально разработанному плану (но, обычно, план везде одинаковый).

Сначала проводится полный аудит бренда. Подобного рода мероприятия заключаются в доскональном изучении действующего состояния бренда, как к нему относятся покупатели, смогут ли его распознать среди остальных похожих продукций. Помимо этого, проводится анализ проблематики и сильных сторон, после этого специалисты определяют необходимость ребрендинга, его составляющие и возможность применения, основываясь на финансовых отчетах организации.

Следующий этап заключается в определении тактики и стратегической направленности процесса ребрендинга. Он определяет, какие преобразования необходимо провести, и что именно подвергнется изменениям (только, например, название или же нужно менять всю политику бренда). После этого необходимо реконструировать основополагающие элементы предприятия. Здесь нужно создать новую позицию, которая поспособствует осуществлению свежести в визуальном и голосовом определении компании, а также определит передовую направленность бренда.

Заключительной частью ребрендинга станет ознакомление целевой аудитории с измененным брендом и понимание его новой позиции.

Стоит понимать, что ребрендинг продукта или компании – это весьма рискованный шаг, который подразумевает, что руководители компании собираются принять последующие изменения в уже реализованной производственной стратегии.

В случае, когда действующий бренд находится в стабильном положении перед своими потребителями, то после ребрендинга он может потерять имеющиеся позиции. Но любая компания (даже широко известная и признанная) должна развиваться в ногу со временем и современными тенденциями.

Ошибки

При большом количестве мероприятий по ребрендингу, многие компании совершают ряд недопустительных ошибок, которые, впоследствии, могут привести к необратимым последствиям. Если брать самые распространенные ошибки, то ими являются:

  • ребрендинг логотипа был организован так, что он слишком отличался от стилистики компании или совершенно не информировал о продукте;
  • реализованный ребрендинг отбросил положение компании на рынке на несколько позиций назад;
  • «дословный» ребрендинг, т.е. вся его суть была «высосана» из названия бренда или его нынешнее название носит слишком абстрактный характер;
  • некачественный подход к грядущим изменениям (отказ от информации, полученной в ходе тестов и исследований среди потенциальных потребителей);
  • неполноценный ребрендинг, т.е. использование полученных информационных данных исследования частично по выбранным позициям;
  • несоответствие информационных данных.

Примеры в истории

Самый обыденный случай ребрендинга состоит в том, чтобы сделать уже действующий бренд наиболее современным и актуальным. Именно этим постоянно занимаются такие компании-гиганты, как «Coca-cola» и «PepsiCo», которые занимаются выпуском фирменной газировки и известны на весь мир. Каждое десятилетие эти компании проводят мероприятия по «омолаживанию» собственных логотипов для привлечения большего количества потребителей.

  1. Также стоит отметить произошедшие изменения с телевизионным каналом «ДТВ», который с 2011 года преобразовался в «Перец». Изменилось не только название канала, но и вся его направленность: он нацелился на более молодую и активную аудиторию, которая предпочитает смотреть развлекательные программы, сериалы и фильмы.
  2. Всеми известные российские компании «РЖД» и «Аэрофлот» также использовали ребрендинг, вследствие чего изменился их внешний вид, который пришелся многим по душе. Речь идет не только о российских гражданах, за рубежом также оценили положительные изменения этих компаний.
  3. Очень удачный ребрендинг в своей истории совершила компания «Связной», которая в 2008 году изменила имеющийся логотип на более удачную «радужную» расцветку, увеличив шрифт и форму букв в названии.
  4. В середине нулевых годов телекоммуникационные компании «Билайн» и «МТС» также прошли через ребрендинг, изменив логотип, слоган, а также провели ряд мероприятий по привлечению новых клиентов, посредством развития мобильной сети интернет.
  5. Всеми известная компания «Microsoft» постоянно подвергает себя ребрендингу, в качестве изменения логотипа.

Примеры неудачного ребрендинга

Не все компании, которые запускают процесс ребрендинга, получают положительные отзывы. Ниже приведены некоторые известные компании, которые в свое время крайне пожалели, что решились на данный маркетинговый шаг. Отметим несколько:

  1. Animal Planet. С 1996 года компания запомнилась зрителям логотипом со слоном и земным шаром, но в 2010 году хозяин канала Discovery принял решение его поменять на более яркий и современный логотип, который отвечал тенденциям современной моды. Зрители не оценили подобного решения.
  2. PepsiCo, сок «Tropicana». Решение изменить полюбившуюся многим покупателям упаковку сока «Tropicana» было одним из самых неверных. Яркий и запоминающийся апельсин с трубочкой сменился на невзрачную, блеклую и совсем неприметную упаковку.
  3. «Тот самый чай». Широко известный чай «со слоном» преобразился в середине 2000-х годов, посредством изменения палитры цвета на упаковке (они стали более блеклыми) и бумаги. Потребители не увидели большой разницы – ведь на упаковке все тот же слон и Тадж-Махал, но все равно поняли, что стало что-то не так. Никто из них не понял, зачем было менять то, что прекрасно принималось людьми, и хозяин марки был вынужден вернуть все на свои места.

Подытожив все вышесказанное, отметим, что проведение ребрендинга – это нужное и полезное дело. Но, как любое действие, к нему нужно подходить с умом и необходимыми знаниями и умениями.