Демпинг

Демпинг — продажа товаров и услуг на внешнем и внутреннем рынке по специально заниженной стоимости.

Когда желаемое положение на рынке достигнуто, государство или компания прекращают политику демпинга. Но часто фирмы прибегают к разовому демпингу: реализация неликвида, монетизация складов и срочная потребность в средствах при угрозе убытков.

Некоторые страны не применяют политику демпинга, считая ее негативным явлением, и используют антидемпинговые меры. Хотя при демпинге потребитель выигрывает, выплачивая за товар низкую цену.

Основы демпинга

Основа и типы демпинга

Основа процесса демпинга — три варианта действий.

  1. Временный демпинг — цены на продукцию устанавливаются на определенный срок. После вытеснения конкурентов с рынка стоимость на товары возвращается к прежним переделам.
  2. Субсидии государства — сниженные цены на услуги и товары покрываются льготами. Государство предоставляет субсидии для роста экспорта продукции. Возможные убытки покрываются кредитами, полученные на льготных условиях.
  3. Конкуренция — при помощи политики демпинга предприятие становиться монополистом на рыке, устранив конкурентов.

Типы демпинга:

  • ценовой тип — соотношение цены товара за границей и его стоимости на родине;
  • затратный — соотношение цены продажи продукции за границей и ее затратами на изготовление, реализация товара по цене ниже себестоимости;
  • оптовый — предложение на продажу крупной партии товаров или ценных бумаг без определенного учета стоимости и спроса.

Виды демпинга

Различные страны и их законодательство различают виды демпинга.

Монопольный — компания занимает весь рынок или его определенный сегмент по производству продукции и реализует товары за рубежом ниже, чем продает на внутреннем рынке. Для этого должен быть защищен национальный банк, так как продукция, продаваемая внутри страны, не должна вытесняться импортными конкурентами по низкой стоимости.

Монопольный демпинг должен выполняться при поддержке государства: санкции в создании деятельности и обеспечение протекции в отношении иностранных товаров.

Технологический демпинг — реализация продукции по низким ценам как итог высокой производительности труда за счет использования современной передовой техники.

Социальный — определение ценовых выгод. Страна экспорта извлекает выгоды за счет низких затрат на производство и невысокого социального развития и уровня жизни.

Спорадический вид — завоз продукции в больших объемах на внутренний рынок в течение небольшого промежутка времени. Цель сократить неликвид товара. Перед фирмой встает дилемма: не производить продукцию или продолжать ее изготовление, но продавать ее на внешний рынок по цене ниже, чем на внутреннем сегменте.

Преднамеренный демпинг — специальное снижение стоимости товара на экспорт. Цель — вытеснение конкурентов и установления монополии.

Постоянный вид — распродажа продукции в течение долгого времени. Экспорт товаров и услуг по цене немного выше себестоимости.

Обратный демпинг встречается редко. Происходит в результате резкого колебания курса валюты. Цена товаров на экспорт завышается по сравнению от стоимости продукции, реализуемой на внутреннем рынке.

Демпинг взаимный — встречная реализация одной продукции двумя странами.

Виды демпинга

Цели демпинга

Политика демпинга применяется крупными компаниями и государством для определенных целей:

  • завоевание новых сегментов или всего рынка, происходит в международной торговли странами-
  • экспортерами стали, сельхозтоваров и другой продукции;
  • вытеснение конкурентов;
  • политика государства в сфере жилищного кредитования, нацеленного на снижение ставки;
  • выгоды банка с участием государства — предлагаются низкие тарифы, и происходит переманивание клиентов у коммерческих учреждений;
  • ценовая разница — стоимость одного и того же товара отличается на внутреннем и внешнем рынке.

В международной практике демпинг незаконен. Против него выступает ВТО (всемирная организация торговли).

На внутреннем рынке РФ с политикой демпинга борется антимонопольная служба, предлагающая регулировать тарифы. Но идея не была поддержана государством.