СПФС

СПФС – это система передачи финансовых сообщения (или сервис по передаче финансовых сообщений), которая является аналогом бельгийской системы SWIFT.


Стоит сказать, что SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications), что в переводе означает «Сообщество межбанковских всемирных телекоммуникаций», сегодня работает с более чем десятью тысячами финансовых организаций по всему миру. Распространение СПФС не имеет такого широкого охвата, как его аналог, но SWIFT на финансовом рынке существует уже более сорока лет, а российскому аналогу еще и пяти лет нет.

СПФС-система была разработана в 2014 году Центральным Банком Российской Федерации для пользования внутри страны без какого-либо опасения закрытия или ликвидации в условиях введенных антироссийских санкций. На сегодня перечень сообщений, которые поддерживаются при помощи данной системы, равняется примерно пятьдесят названий, учитывая все технические особенности.

Несмотря на то, что система является очень молодой, она уже имеет некоторые успехи в своей деятельности, как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. В нынешние дни ведутся переговоры по организации взаимных контактов между правительствами разных государств по направленности БРИКС. Данные переговоры и договоренности смогут помочь вывести отечественную систему на мировой рынок.

Весь 2015 год данная система подвергалась доскональному тестированию на основании Документа Банка Российской Федерации от 9 сентября 2014 года, где были описаны рекомендационные данные для осуществления тестирования системы на общих основаниях с применением стандарта ED503.

ED503 – это предшествующее наименование системы передачи финансовых сообщений. В течение 2015 года в систему вступило больше двухсот банковских организаций, и к концу года их число составило 330 банков. В процессе оценки рабочей деятельности, все члены системы занимали разноплановые позиции, начиная от тех, которые считали, что система является прекрасным аналогом SWIFT-системы, и, заканчивая теми, кто считал, что СПФС не отвечает их требованиям, и банкам намного удобнее пользоваться уже привычным финансовым инструментом, пусть и зарубежным.

Данные банковские организации отказались сотрудничать с российской системой, но при ликвидации системы SWIFT в случае, например, санкций, они будут принудительно переведены на отечественную систему передачи финансовых сообщений.

Главной причиной разноплановости экспертных специалистов при оценке системы выражается в том, что процедура по подключению к данной системе достаточно сложная и дорогостоящая. В плане организации данная система действует оптимально и рационально, ведь процесс оформления определенной договоренности на вступление составляет около двух-трех недель. Но на практике видно, что подобные трудности определяются использованием технической составляющей, а особенно введение и использовании рабочих терминалов и подключение к сети банка.

Специалисты по разработке данной системы по передаче отмечают, что для реализации процесса передачи сообщений необходимо пользоваться обычными инструментами по выгрузке из АБС, но практика показывает, что в процессе передержки новых технических характеристик необходима переработка АБС. Обычно, объединение с СПФС предприятиям по внедрению АБС произошло в течение шести месяцев.

Несколько производителей не смогли определить поддерживающие мероприятия до того момента, пока остальные, к примеру, Центр финансовых технологий или «Диасофт», которые направлены на компенсирование собственных расходов на произведенные разработки, уже сумели дополнительно ввести лицензию на платежные операции за устройство, которое обеспечивает слаженную работу с системой передачи финансовых данных.

Также стоит сказать, что стоимость товаров из Центра финансовых технологий равняется десять тысяч американских долларов для базовых материалов, а также этой годовой цене прибавляются тридцать процентов за поддерживающие мероприятия.

Банковские организации, обменивающиеся информационными данными через данную российскую систему, пока что несут большие потери по времени и финансам, поскольку в системе только разрабатываются меры по обеспечению безопасности. Рекомендации по организации безопасности и сохранности передаваемой информации, которые дают специалисты и эксперты, сводятся к тем, которые применяются внутри Центрального Банка Российской Федерации.

Получается, что банковским организациям необходимо пользоваться техническими, аппаратными, программными и остальными методами для того, чтобы комплексно себя защитить от вирусных и мошеннических угроз, а также применять комплекс мер по предотвращению подобных рисковых ситуаций.

Данные мероприятия разрабатываются не только главным банком страны, также к ним причастно Министерство Внутренних Дел Российской Федерации. При возникновении хоть каких-либо подозрений, что система не безопасна, передачу сообщений через нее необходимо прекратить.

Большую систему ограничений вводит юридическая сторона Центрального Банка Российской Федерации, которая определяется рамками законодательства страны: вступить в СПФС не могут иностранные банковские организации не только из далеких стран, но и из ближайших стран СНГ. Обмениваться сообщениями через систему СПФС близлежащие страны могут лишь в том случае, когда объем их информационных данных не превышает 25% от полного потока поступающей информации.

Помимо этого существуют причины, которые сильно препятствуют системе распространиться и сделать ее наиболее актуальной. Это:

  1. Высокая цена на отправку сообщения (1.5-2.5 рубля за одно сообщение или 0,023-0,037 евро по соответствующему курсу валюты).
  2. Нет возможности отправлять большое количество информации внутри одного сообщения.
  3. Существуют долгие технические пробелы в организации системы СПФС (она не работает с 21 часа до 7 часов по Московскому времени, в выходные дни и праздники на основании документа от Центрального Банка Российской Федерации №ОД-859, принятого 21.04.2015).

Многими группами экспертов по изучению данной системы было выявлено, что:

  • система по передаче финансовых сообщений имеет ограниченное число видов сообщений. Получается, что она не является системой, которая работает в полном масштабе;
  • в связи с подключением банковских организаций к СПФС, им необходимо пройти через трудную структуру при оформлении договоренностей с Центральным Банком, а также с каждым из участников данной системы;
  • необходима группировка АБС для каждой банковской организации, сотрудничавшей с СПФС. Но стоит сказать, что не все банки и не все АБС имеют неразработанные составляющие по предстоящей интеграции или же они попросту отсутствуют;
  • технические проблемы при сотрудничестве с СПФС могут привести к тому, что в процессе подписания договоренности первый перевод может осуществиться только через полтора года;
  • проводить перевод с 21 до 7 часов по МСК, в выходной или праздничный день не предоставляется возможным;
  • СПФС имеет некую подсистему «Звезда», где множество информации передается через нее. Но есть одно «но»: эта подсистема обслуживается оператором, поэтому вопрос о конфиденциальности передаваемой информации остается открытым;
  • технические материалы и «обратная связь» очень часто бывают недоступны обычным пользователям.

Отметим, что при ликвидации общепринятой системы передачи сообщений SWIFT принесла бы достаточное количество неприятностей и некомфортных ситуаций, но также это бы поспособствовало неким «толчком» в развитии российской СПФС-системы. На неопределенное время возникли бы трудности в организации расчетов в области финансирования, а также при обычной отправке сообщений.

Правда, когда государство имеет личную систему для отправки финансовых платежей, то оно сможет повысить собственный уровень в осуществлении производственной и финансовой деятельности, а также этот факт напрямую влияет на повышение качества обслуживания лиц всех хозяйствующих субъектов. Помимо этого, реализация собственной системы СПФС – это новейший инструмент при становлении финансовой стабильности государства.