Маржа

Понятие маржа можно рассматривать с разных сторон.

В широком общепринятом смысле так называется существующая разница между ценой реализации товарной единицы и её себестоимостью. Для выражения этой разницы необходимо проанализировать полученную прибыль на конкретную единицу товара или же в процентном соотношении от ценового показателя, по которому осуществляется реализация продукции. В последнем случае речь идёт о коэффициенте прибыльности.

Названный термин часто используется страховой, биржевой и банковской сферах. При этом он применяется не только для обозначения разницы между ценовыми показателями на продукцию предприятия, но и с целью индексации разницы между курсами ценных бумаг и установленными процентными ставками.

Если рассматривать понятие маржа с точки зрения аналогичности прибыли, то она может выражаться в процентном соотношении или в конкретных денежных единицах. В случае с наценкой выражение в абсолютных единицах практически не является возможным. Хотя принцип её вычисления определяется как существующая разница по отношению к себестоимости.

Маржа в сфере кредитования

Имеет место такое понятие и в кредитной сфере. В этом случае под маржей понимается залог, посредством использования которого можно рассчитывать на получение кредита, представленного в виде денежных средств или продукции. Такой заём в дальнейшем будет использоваться для осуществления спекулятивных биржевых сделок при маржинальной торговле.

Одним из главных отличий такого вида кредитования заключается в том, что полученная сумма в большинстве случаев превышает величину маржи (залога).

Маржинальное требование выражается в процентном соотношении. Оно может быть определено как отношение суммы залога к общей сумме сделки. Установленный процент маржи может увеличить не только прибыли, но и возможные потери.

Маржа и наценка

Маржа определяет то, какое количество прибыли способен принести каждый отдельный рубль товарооборота. Что касается наценки, то она определяет количество полученной прибыли для каждого отдельного рубля, вложенного в закупку товара.

  • К примеру, если закупка товара была произведена на сумму в сто рублей, а его реализации осуществляется по сумме сто пятьдесят рублей, то для определения маржи необходимо цену реализации отнять от цены закупки и полученную цифру поделить на цену реализации.
  • Для определения наценки необходимо выполнить такие же расчёты, но только полученное число разделить на закупочную цену, а не на цену реализации.
  • Для сопоставления прибыльности товаров, один из которых имеет известную наценку, а второй маржинальность, используется несколько другая формула. Для этого необходимо наценку поделить на сумму возможной прибыли (наценки) и числа сто. Для определения наценки используется та же формула, но вместо неё подставляется маржинальность.

Разница понятий

Следует отметить, что валовая маржа в Европе и постсоветских странах — это не совсем тождественные обозначения. И если в последнем случае речь идёт о полученной разнице между выручкой предприятия от реализованной продукции и общими затратами, то в Европе так называется процент от общего дохода продаж, который получается вследствие осуществления прямых расходов, связанных с производством товаров и предоставлением услуг.

В Европе расчёт валовой маржи не может быть представлен в виде абсолютной величины — он производится исключительно в процентах. Здесь важно добавить, что различия актуальны только для учётной системы.