Легализация

Система общественности и государственности подразумевает создание правовых взаимоотношений во всех сферах жизни общества.

Основным принципом деятельности правового государства является главенство закона и права. Таким образом, все механизмы и процессы, протекающие в обществе, должны соответствовать нормативным актам — разрешены, узаконены, одним словом, легализованы.

Понятие легализации

Легализация, практически как и любой юридический термин, латинского происхождения. Слово legalis в переводе означает законный.

Общее понятие легализации трактуется как официальное признание, придание юридической силы, законности документу или какому-либо действию. В более узком смысле термин легализации можно раскрыть как подтверждение подлинности документа официальным лицом – нотариусом, консулом или иным представителем государственной власти.

Чаще всего понятие легализации используют в финансовых, экономических и политических значениях – легализация документов, доходов, бизнеса, государственной власти и др.

Некоторые аспекты легализации стоит рассмотреть подробнее для того, чтобы понять сам процесс получения статуса законности того или иного действия.

Легализация государственной власти

Органы государственной власти – исполнительные, законодательные и судебные регулируют общественные отношения в стране, издают законодательные акты, разрешая или запрещая определённые действия гражданам и организациям.

Для того чтобы функции властных структур носили законный характер, необходимо официальное признание или легализация органов государственной власти.

Законной должна быть не только текущая деятельность на уровне государственного управления, но и само происхождение и установление государственной власти, а также организация и издание нормативно-правовых актов, надзорные и карательные функции, одним словом, легализация государственной власти – это соответствие всех процессов управления государством действующему законодательству в стране.

Государственная власть не может быть легализована захватническим, революционным способом или путем государственного переворота. Только соответствие главным законам, чаще всего, принятым путем выборов или референдумов, – Конституции, Декларации или иным актам, делает власть легальной. В Российской Федерации основой легализации власти является принцип выборности, утвержденный Конституцией РФ в 1993 г.

Легитимация власти

Однако схожее понятие – легитимация государственной власти, на первый взгляд, в связи с одинаковым происхождением слова, может соответствовать определению легализации, но эти термины не стоит путать.

Легитимация власти – это также установление и организация деятельности признанной государственной власти, но процесс управления страной происходит чаще не на основе или не только на основе закона, а, в первую очередь, в силу признания власти таковой установленными в этом государстве традициями, народным признанием или социальными и психологическими установками общества.

Легитимная власть действует фактически, нередко входя в противоречие с законом, но при протекции общественности. Казалось бы, что может быть лучше поддержки власти народом, но массовое сознание легко изменить, ввести в заблуждение или запугать миллионы людей, например, так как это было во времена правления фашистской власти в Германии.

Легализация документов

Для того чтобы документ, подготовленный и изданный в одной стране, имел законную силу на территории другого государства, необходимо его легализовать, то есть официально придать бумаге юридическую силу путем удостоверения подписи и полномочий должностного лица, удостоверившего документ и признания его соответствующим законодательству этой страны.

Документы, которые необходимо заверить и легализовать, могут иметь абсолютно разное значение и происхождение – это могут быть акты гражданского состояния, дипломы и аттестаты об образовании, свидетельства о создании и регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и многие другие. Без процедуры легализации документы считаются недействительными на территории других государств.

С 5 октября 1961 года действует Гаагская конвенция об отмене требований легализации иностранных официальных документов, участники которой (более 70 стран, в том числе и Россия) проходят упрощенную процедуру легализации с помощью проставления на документах апостиля – специального знака. В остальных же случаях применяется более сложная процедура – консульская легализация документов.

Консульская легализация

Процедура консульской легализации документов представляет собой поэтапный процесс удостоверения документа или пакета документов представителями Консульских департаментов обеих стран — государством, выпустившего документ и страной, в которой будет его дальнейшее использование.

На территории Российской Федерации обязанности по консульской легализации документов возложены на Министерство иностранных дел.

Придание законности документу осуществляется в несколько стадий, причем последовательность действий обязательна только в установленном порядке:

  1. осуществление перевода документа на иностранный язык,
  2. заверение подлинности копии бумаги и правильности перевода с подписью переводчика,
  3. подтверждение подписи и оттиска печати нотариуса в Министерстве юстиции РФ,
  4. заверение правильности и подлинности удостоверяющей надписи и печати Министерства юстиции РФ Консульским департаментом Министерства иностранных дел РФ

Консульское представительство иностранного государства также заверяет документ, удостоверяя подпись и печать Консульского департамента Министерства иностранных дел РФ.

В консульской легализации документов может быть отказано в случаях:

  • если легализация документа не требуется в той организации, куда он подается;
  • если принимающая страна является участником Гаагской конвенции 1961 г.,
  • если легализация документов запрещена законом (гражданские и заграничные паспорта и их копии).

Легализация доходов, денежных средств и имущества

Если в вышеуказанных случаях легализация документов носит исключительно законопослушный характер, то легализация доходов, денежных средств и имущества, полученных незаконным или преступным путем, прямо запрещена законом многих стран, в том числе и в Российской Федерации.

Понятие легализации или отмывания денежных средств или имущества четко указано в Уголовном Кодексе РФ, что уже влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 174, 174.1. упомянутого акта. Закон трактует легализацию как совершение деяний в отношении денежных средств и имущества, полученных незаконным или преступным способом, в виде вывода из теневого оборота, придания законной силы и юридического основания путем совершения махинаций, притворных сделок и иных финансовых операций.

Финансовые и экономические махинации, совершаемые в целях легализации денежных средств и имущества, наносят огромный ущерб экономике страны и всего мира.

Чаще всего капитал выводится за пределы государства, имущество продается подставным фирмам и впоследствии происходит серьезная недоимка налогов в государственную казну, расширяется теневой и преступный бизнес, усиливается коррупция.

В схемах легализации или отмывания задействовано множество организаций разного уровня и направленности – банки, страховые компании, ломбарды, государственные учреждения, зарубежные контрагенты. Основными механизмами легализации являются:

  • перевод денежных средств подставным компаниям-однодневкам или организациям, зарегистрированных в так называемых «офшорных» зонах,
  • контрабанда имущества и ценных металлов,
  • приобретение несуществующих товаров или услуг у подставных фирм,
  • скупка золота,
  • кредитование банками под отсутствующий залог и другие.
В отношении доходов, полученных преступным путем, принят отдельный законодательный акт – Федеральный закон №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который определяет понятие легализации доходов, полученных преступным путем. В соответствии с законом это придание статуса законности приобретения и использования доходам, полученных в результате преступной или нелегальной деятельности.

Закон четко прописывает, какие сделки попадают под это определение с указанием сумм и участников процесса легализации, какие службы и каким образом осуществляют контроль и какие меры необходимо предпринять тем или иным органам для предупреждения отмывания доходов.

Например, обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, стоимостью свыше 3 000 000 рублей или финансовые операции по счетам суммой свыше 600 000 рублей.

В последнее время в России правоохранительные органы и органы исполнительной власти всерьез борются с преступлениями и правонарушениями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Так, Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет основной контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере соблюдения Федерального закона № 115-ФЗ – выносит предписания об устранении нарушений, ведет реестры и учет организаций и лиц, входящих перечень потенциально опасных в сфере финансовых махинаций, и осуществляет множество других функций.

Легализация в других сферах

Многие сферы общественной жизни необходимо приводить в соответствие с законом и выводить из теневого рынка. Не секрет, что трудовые отношения работника и работодателя очень часто построены на серой или черной схеме выплат заработной платы, когда доход выдается «в конверте», а установленные законом налоги и сборы не оплачиваются работодателем.

Легализовать трудовые отношения — значит вывести все доходы работников в «белую» бухгалтерию: перечислять необходимые выплаты в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Налоговую службу и предоставлять работнику все предусмотренные Трудовым законодательством права и социальные гарантии.

Возведение самовольных построек (самостроев) также распространено на территории всей страны. С введением закона «о дачной амнистии» граждане в упрощенном порядке при соблюдении определённых условий могли зарегистрировать свои права на здания и строения. Однако недобросовестные застройщики нередко, пользуясь пробелами в законодательстве, возводят незаконные строения, которые впоследствии нарушают общую схему застройки территории и не соответствуют градостроительным нормам.

Легализация самовольных построек, то сеть признание строения соответствующим законодательству и внесение его в единый реестр прав на недвижимое имущество, может быть осуществлена только в судебном порядке, и только суд будет принимать решение – является ли застройщик добросовестным и будет ли строение сохранено и зарегистрировано или отправится под снос.

В заключении хотелось бы отметить, что процесс легализации в Российской Федерации в последнее время захватывает практически все сферы общественной жизни и государственного устройства – доходы государственных служащих становятся открытыми, капиталы выводятся из-за рубежа, работодатели стараются строить трудовые отношения с работниками в соответствии с законом.

И если каждый гражданин или организация осознают необходимость вести деятельность в соответствии с установленными нормами, негативные последствия во внешнеэкономической, финансовой и политической сферах окажутся куда менее значительными и пагубными.

Возможно, вам пригодится и это:

Комментарии закрыты.