Конкуренция

Конкуренция – это борьба субъекта за ресурсы. С точки зрения экономической науки конкуренция представляет собой процесс взаимодействия между экономическими субъектами, соперничество между ними за наиболее выгодные условия и факторы производства.

Конкурентная борьба – это локомотив экономики, именно конкуренция обеспечивает развитие технологий, повышает качество производимых товаров и услуг.

Экономические субъекты вступают в конкурентную борьбу в случае, когда они производят однородную продукцию и сбывают ее на одном и том же рынке. Конкурируя, производители борются за потребителя, добиваясь лояльности к своему продукту и пытаясь ограничить долю рынка, которую занимают их конкуренты.

В экономической теории и в законе «О защите конкуренции» № 135-ФЗ конкуренция определяется как соперничество участников рынка, в ходе которого каждый из них своими самостоятельными действиями ограничивает возможность действия для конкурентов.

Различные состояния рынка сбыта

Конкуренция считается мощной саморегулирующей силой рыночного механизма. Степень развития конкуренции характеризует состояние рынка в целом. Различают несколько состояний рынка сбыта.

Рынок совершенной конкуренции

Теоретически возможное и желательное состояние рынка, когда присутствует одновременно множество продавцов и покупателей, все они находятся в схожих условиях, и никто из них не может навязывать другому условия работы.

Совершенная конкуренция – это открытый рынок, войти и выйти из него не представляется сложным, спрос и предложение формируют цену на товар, информация о ценах доступна каждому. Рынок совершенной конкуренции также характеризуется отсутствием ограничений на количество участников, представленные товары однородны по своим свойствам и качеству, какое-либо регулирование и давление, помимо конкурентного, отсутствует. На сегодняшний момент никакой рынок нельзя назвать совершенным.

Рынок несовершенной конкуренции

Ситуация, когда производители могут контролировать и устанавливать цену на товары исходя из собственных интересов. Степень несовершенства рынка бывает различной.

Монополия

Монополия – положение на рынке, когда один производитель имеет исключительные права на производство и реализацию товаров (услуг). При монополистическом рынке конкуренция попросту отсутствует, так как не существует товаров, способных заменить монополиста, или вход на рынок для него невозможен по разным причинам.

Олигополия

Олигополия – похожее на монополию состояние рынка, при котором несколько крупных предприятий формируют предложение. В этом случае крайне высок порог для входа в отрасль, велика степень неценовой конкуренции

В большинстве случаев рынок несовершенной конкуренции обладает такими негативными признаками:

  1. Торможение научного прогресса и замедление развития технологий производства;
  2. Снижение конкурентоспособности отрасли в целом по сравнению с более совершенными рынками других стран;
  3. Снижение темпов развития экономики;
  4. Неоправданно высокие издержки, никак не влияющие на улучшение качества выпускаемой продукции.

В некоторых случаях монополия и олигополия все же оправдывают себя. Предприятия-монополисты – это крупнейшие централизованные структуры, которые поддаются государственному контролю, в частности – естественные монополии. Разделение их на мелкие предприятия не только нецелесообразно, но и невозможно.

Типичный пример олигополии: высокотехнологичные и телекоммуникационные компании, которые благодаря своей большой доле рынка могут поддерживать высокое качество производимых ими товаров и услуг.

Возможно, вам пригодится и это:

Комментарии закрыты.