Бюджетная система

Бюджетная система — это совокупность местных бюджетов в отдельных регионах, бюджетов всех государственных субъектов, а также бюджетов федерального значения.

Если говорить непосредственно о бюджете, то им является процедура образования и последующего расходования денежных средств, главная цель которых — функциональное обеспечение государственных органов и органов самоуправления.

Бюджетная система отдельно взятой страны включает в себя также и внебюджетные фонды. Она преимущественно основывается на государственном устройстве и экономических отношениях. В качестве главных регуляторов при этом выступают основные правовые аспекты.

Уровни бюджетной системы

Бюджетная система состоит из трёх уровней.

  • Государственный внебюджетный фонд, а также федеральный бюджет представляют первый уровень системы.
  • Второй уровень построен из бюджетов государственных субъектов и территориальных внебюджетных фондов государственного значения.
  • Третий уровень бюджетный системы — это региональные бюджеты, которые также позиционируются в качестве неотъемлемой части всего устройства.

Построение всей бюджетной системы происходит по определённым принципам. Для нормального функционирования используются принципы целевого характера бюджетных средств, полноты отражения расходов и доходов, эффективного и экономного использования денежных средств, сбалансированности бюджета, самостоятельности бюджетов всех уровней.

К перечисленному списку следует добавить принцип гласности, подразумевающий обязательную публикацию бюджетных законов и отчётов, касающихся их исполнения в открытой печати.

Очень важными принципами являются грамотное разграничение доходов и расходов бюджета между разными уровня системы, а также принцип единства всей бюджетной системы. Последний позволяет обеспечивать единство денежной системы, бюджетной классификации и различных форм бюджетной отчётности. В свою очередь, нарушение принципа достоверности бюджета повлечь за собой возникновения определённых финансовых трудностей, на устранение которых может потребоваться большое количество времени.

Согласно принципу сбалансированности бюджета, оптимальный объём расходов должен быть идентичен объёму доходов вместе с источниками финансирования дефицита. Утверждение бюджетов разных уровней должно быть произведено без профицита.

Профицит — это явление, при котором уровень дохода существенно превышает уровень расхода.

Очень важно проводить правильную классификацию полученных доходов бюджета. В качестве доходов рассматриваются денежные средства, которые поступают в распоряжение органов государственной власти и субъектов местного самоуправления в безвозмездном порядке.

Доходы

Существует четыре группы доходов:

  • безвозмездные поступления,
  • налоговые,
  • неналоговые
  • специальные доходы целевых бюджетных фондов.

К налоговому типу доходов относятся всевозможные пошлины и сборы, налоги на прирост капитала, имущество, совокупный доход, товары и услуги. Сюда же можно отнести внешнеэкономические операции, платежи за факт пользования природными ресурсами, регистрационные и лицензионные сборы.

Неналоговые доходы — это всевозможные штрафные санкции, административные платежи, денежные поступления от негосударственных источников, а также доходы от продажи земли, или имущества, которое находится в муниципальной собственности.

Безвозмездные поступления могут осуществляться лицами, не являющимися резидентами страны, бюджетами другого уровня, государственными учреждениями или внебюджетными фондами.