Бюджет

Бюджет – это утвержденный порядок создания и расходования денежных фондов. Бюджет может формироваться для нужд отдельно взятого лица, организации, отрасли, региона или государства в целом на определенный период времени.

С экономической точки зрения бюджет представляет собой смету доходов и расходов. Включает в себя два аспекта:

  • материальный, если рассматривать его как централизованный фонд денежных средств,
  • и общественный, формирующий систему взаимоотношений в процессе перераспределения доходов.

Понятие бюджета вошло в экономику в современном виде только в XVIII веке, до этого времени не существовало централизованных финансовых ведомств, информация о доходах и расходах была неполной и плохо структурированной, представлялась в виде отдельных отчетов, счетов и смет.

Финансовая наука выделяет бюджет как важнейшую концепцию в микроэкономике (когда речь идет о бюджете отдельных экономических субъектов) и в макроэкономике (государственные бюджеты).

По мнению ведущих экономистов, бюджет является важнейшим критерием, указывающим на реальное положение дел государства, раскрывает способы и формы его финансового управления. В государственном бюджете фокусируются, объединяются отдельные финансовые законы и программы, на его основе строится кредитная политика государства.

Государственный бюджет в России

В России государственный бюджет является главным финансовым инструментом. Он складывается из бюджетных смет отдельных ведомств. Формирование бюджета, его разработка, утверждение и последующее исполнение статей называется бюджетным процессом, который регламентируется и контролируется бюджетным правом, сформулированном в Бюджетном Кодексе РФ.

Бюджет в России – это законодательный акт, вступающий в силу 1 января каждого года и действующий один год.

Бюджет Российской Федерации поделен на следующие уровни:

  1. Федеральный бюджет – основной финансовый закон страны;
  2. Региональные бюджеты;
  3. Местные бюджеты – сформированные для отдельных муниципальных образований.

Доходы бюджета формируются из следующих источников:

  • Налоги (более 90% поступлений, в том числе НДС – 32%, таможенные пошлины – 28%, налог на добычу полезных ископаемых – 18%);
  • Неналоговые доходы и доходы от целевого использования бюджетных фондов (не более 10%).

Если доходы превалируют над расходами, бюджет является профицитным, в противном случае говорят о дефиците бюджета. Возможна ситуация, когда по ходу исполнения бюджета доходы резко уменьшаются по отношению к запланированным. В этом случае на законодательном уровне допускается «урезание» расходов бюджета, называемое секвестр.

Расходы бюджета поделены на следующие укрупненные статьи:

  • военные,
  • экономические,
  • социальные,
  • внешнеполитические,
  • управленческие.

Соотношение расходов по статьям существенно меняется из года в год в зависимости от приоритетов и курса государственной политики.

Формирование бюджетов для отдельной организации целесообразно по тем же причинам, что и для государства в целом. Как и государственный бюджет, он строится на основе данных отдельных подразделений. Для бюджета организации характерно выделение центров финансовой ответственности и отдельных функциональных единиц, которые формируют собственные сметы доходов и расходов.

Бюджеты организаций могут формироваться отдельно по категориям затрат, допускается разная степень детализации. Период времени, на который составляются бюджеты, может варьироваться от одной недели до года, в зависимости от специфики деятельности предприятия. На год составляется, как правило, генеральный или управленческий бюджет.